Национальный проект «Образование» ставит одной из своих целей обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. На это направлена и деятельность Краснослободского муниципального центра одаренных детей, главной целью которого является проведение работы в рамках дополнительного образования с высокомотивированными и одаренными детьми.
Вся работа центра построена на решении следующих задач:
Выявление одаренных и талантливых детей:
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
Работа с родителями одаренных детей:
Взаимодействие Муниципального центра по работе с одаренными детьми с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.
Работа с педагогами.
Центр работает по следующим направлениям: математика, информатика, химия, биология, экология, генетика и финансовая грамотность.
На базе центра работают профессионалы своего дела: это педагоги Краснослободского многопрофильного лицея, доценты, кандидаты наук, преподаватели Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева и Саровского физико-технического института.
Для учащихся проводятся очные и дистанционные занятия, тренинги, мастер-классы от старших товарищей, учащихся добившихся высоких результатов в олимпиадной и проектной деятельности. Также свои знания передают и выпускники прошлых лет. Так, в прошлом учебном году выпускница 2022 года, Кудашкина Дарья, решившая ЕГЭ по химии на 100 баллов, помогала педагогу центра, Савкиной Татьяне Федоровне, готовить учащихся к олимпиаде по данному предмету. Мелешин Дмитрий, также выпускник 2022 года, передавал свои знания учащимся центра по работе на 3D принтере.
Хочется отметить еще одну форму работы с детьми – это выездные митапы. Когда уже учащиеся центра транслировали свои знания, проектные работы учащимся школ района, повышая, таким образом, интерес и мотивацию к обучению.
В своей работе центр делает упор не на массовость центра, а на качество подготовки учащихся, что позволило добиться определенных результатов:
Учащиеся центра ежегодно участвуют в олимпиадном движении.
Команда центра участвовала во Всероссийской олимпиаде по функциональной грамотности. Из полутора тысяч участвующих команд, мы вошли в пятьсот лучших.
Традиционно учащиеся центра принимают участие во Всесибирской олимпиаде по биологии, химии, математике, физике. Эта олимпиада относится к олимпиадам 1 уровня, а это значит, что можно получить льготы при поступлении призерам и победителям, например, приравнять результаты ЕГЭ по профильному предмету к 100 баллам, или получить дополнительные баллы при поступлении в высшее учебное заведение.
Учащиеся муниципального центра по работе с одаренными детьми показывают стабильно высокие результаты по химии, биологии, экологии во Всероссийской Олимпиаде Школьников на муниципальном и региональном этапах.
Не для кого не секрет, что добиться таких высоких результатов помогает не только высокая мотивация учащихся, но мастерство педагога, его любовь к преподаваемому предмету. Чтобы обучать других, педагог должен учиться и сам, развивая свои компетенции.
В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность педагога рассматривается сегодня как условие повышения качества образования.
Выделяют два вида компетенций. Это наши знания по предмету, так называемые жесткие навыки, но для успешной деятельности педагога необходимы еще и универсальные компетенции – мягкие, или гибкие навыки.
Для успешной профессиональной деятельности жестких компетенций недостаточно. Хочется выделить основные мягкие компетенции, так необходимые современному педагогу для его успешной трудовой деятельности:
- Способность к обучению
Мир и школа вместе с ним меняются слишком быстро. Принимаются новые профстандарты, переписываются учебники, а каждое новое поколение учеников отличается от предыдущего. Поэтому способность к обучению весьма актуальна в современных реалиях.
2. Цифровая грамотность
Все мы с вами активно осваиваем Информационно-коммуникационную платформу «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Редкие специалисты сегодня могут обойтись без использования информационных технологий, а самые востребованные профессии непосредственно с ними связаны. Да и современное занятие невозможно представить без использования не просто компьютерных, а информационных технологий. Поэтому без цифровой грамотности педагогу сейчас не обойтись
3. Коммуникативность.
Что же включает в себя эта компетенция: умения находить общий язык, работать в команде, терпение. Действительно, эти компетенции необходимы всем, кто занимается преподаванием, и всем, кто работает с детьми. И я бы сюда отнесла чувство юмора. В педагогической практике юмор может помочь снять психологическое напряжение, разрешить конфликт, а еще – наладить эмоциональный контакт с учениками.
4. Креативность или творчество.
Творчество педагога заключается в том, чтоб взять все, созданное другими: методики, календарные планы, поурочные разработки, учебники – и каждый раз использовать это по-новому, исходя из потребностей конкретных учеников на конкретном уроке. Все классы разные и дети в них разные, поэтому худшее, что может сделать учитель, это раз за разом выдавать одну и ту же программу, не считаясь с тем, кто перед ним сидит.
5. Саморегуляция (умение позаботиться о себе)
Профессия учителя часто бывает связана с серьезным эмоциональным и физическим напряжением. Именно к представителю этой профессий обычно применяют термин «выгорание». Чтобы не допустить выгорания, педагог должен уметь заботиться о самом себе: следить за здоровьем, находить время для отдыха и общения с близкими, не забывать о правильном питании и физической активности. Как правило, выгорания проще избежать, если жизнь педагога не ограничивается одними уроками. Дополнительные возможности для самореализации можно найти как в школе, так и вне ее. Это может быть научная, методическая, общественная работа или просто хобби – главное, чтобы оно по-настоящему увлекало.
Данные компетенции актуальны как для молодого педагога, так и для педагога с большим стажем преподавания. С 1 сентября 2023 года вступает в силу НОВЫЙ порядок аттестации педагогических работников.
Новая система аттестации педагогов подводит нас к тому, что на сегодняшний день высшая категория не является вершиной мастерства. Педагог- наставник, педагог-методист, вот программа профессионального роста для меня, педагога с высшей категорией. Участие в профессиональных конкурсах, например, конкурс Учитель года, помогает быстрее достичь данной цели, также обогащает педагогическую копилку. Не стоит забывать и о том, что участие в конкурах – это не только профессиональный рост для педагога, но и интеллектуальный рост его обучающихся, потому что их тоже можно привлекать к участию.
Таким образом, повышая свой уровень профессиональной компетентности, педагог повышает и качество образования учащихся.
Наше государство осознает, какую важную роль играет педагог в жизни общества. Поэтому 2023 год объявлен годом педагога и наставника, то есть нашим с вами годом. Я вам желаю профессиональных успехов в новом учебном году, творческого вдохновения и семейного благополучия.